28.01.2013 11:06
Новости.
Просмотров всего: 4423; сегодня: 1.

Интернет станет трехмерным

Статья работающего в Лос-Анджелесе журналиста Лоренса Круза (Laurence Cruz)

Интернет переживает кризис среднего возраста. Недавно ему исполнилось 40, и он начал переход в трехмерное измерение. Хотя в этом направлении делаются только первые шаги, сторонники таких перемен называют их естественными и неизбежными, утверждая, что через несколько лет 3D-интернет получит широкое распространение. По их мнению, трехмерные технологии сделают всемирную сеть более социальной и обеспечат новые мощные средства для взаимодействия людей с контентом и друг другом в сфере образования, бизнеса и медицины. Яни Пиркола (Jani Pirkola), проповедник 3D-интернета из центра развития высоких технологий в финском городе Оулу, предсказывает, что процесс начнет набирать обороты в 2018 году и во главе его будут стоять молодые пользователи и учебные заведения. По мнению Пиркола, который занимает пост исполнительного директора компании 3D CyberLightning, 3D-интернет завоюет популярность быстрее своего двухмерного аналога: «В сравнении с переходом от электронной почты и телефонов к всемирной сети, следующий шаг в трехмерное измерение не так и велик. Люди уже привыкли искать информацию в Интернете и работать с компьютером».

Что же такое 3D-интернет? Представьте себе множество взаимосвязанных виртуальных миров, открытых для пользователя, где он, «телепортируясь» из одного мира в другой, ищет необходимые ему услуги. Здесь применяются многие из основных технологических компонентов двухмерного Интернета – например, браузер, средства поиска и серверы. Отличие же 3D-интернета от двухмерного состоит в применении трехмерной компьютерной графики и, в большинстве случаев, аватаров. Благодаря им 3D-интернет, считает Пиркола, станет более социальным, чем 2D-сеть: «3D-интернет социален по своей природе. Читая тот или иной документ, вы видите других людей, которые изучают его же. Вы свободно общаетесь с теми, чьи интересы совпадают с вашими, или кто пользуется теми же услугами».

Виртуальные миры становятся общедоступными

Виртуальные миры и трехмерные технологии в режиме онлайн – не новость, но их применение носит пока развлекательный характер. Аватары, телепортация и 3D-среда присутствуют во многих видеоиграх, а также в онлайновых виртуальных мирах – например, в Second Life. Между тем такие компании, как 3DInternet, применяют трехмерное видео и моделирование для создания иммерсивных обучающих программ для специалистов в сфере электроэнергетики, военного дела, служб экстренного реагирования и других заказчиков.

Вместе с тем активисты утверждают, что 3D-интернет перешагнет эти рамки, перейдя в сферу образования, бизнеса, медицины и другие области. Их прогноз подкрепляется отчетом исследовательской фирмы Gartner за 2012 год. Согласно разработанной Gartner схеме «цикла зрелости» новых технологий, виртуальным мирам потребуется 5-10 лет, чтобы стать общедоступными или, по выражению аналитиков этой фирмы, достичь «плато продуктивности». «Думаю, виртуальные миры будут скорее использоваться как новая среда, объединяющая множество коммуникационных технологий», – говорит Юха Ала-Мурсула (Juha Ala-Mursula), исполнительный директор агентства по экономическому развитию Оулу, которое в прошлом году представила бесплатный прототип realXtend для жителей этого города.

В отчете по рынку виртуальных миров, подготовленном консалтинговой фирмой KZero, говорится о том, что в 2011 году общее количество учетных записей для подключения к виртуальным мирам составило около 1,4 миллиарда, что превышает показатель предыдущего года более чем на 400 миллионов. Прослеживается и такая тенденция: подавляющее большинство (97%) учетных записей принадлежит пользователям моложе 25 лет, причем 70% из них не достигли 15-летнего возраста. Пиркола считает этот факт знаменательным: лет через 10 представители этой демографической категории начнут принимать бизнес-решения, склоняясь, естественно, к привычным для них коммуникационным технологиям, в том числе к трехмерному Интернету.

Совершенствование пользовательских функций

Хочу, однако, предупредить: если вы полагаете, что 3D-интернет подобен бесконечной видеоигре с шикарной реалистичной графикой, то вас ждет разочарование. Пиркола напоминает, что виртуальные миры для профессиональных видеоигр создают десятки художников, чьи бюджеты сопоставимы с бюджетами фильмов. В сравнении с ними 3D-интернет может выглядеть утилитарным. «3D-сервисам, возможно, придется частично пожертвовать внешним видом и скоростью, – говорит Пиркола. – Игры всегда будут сохранять лидирующее положение».

Первые образцы сервисов 3D-интернета (или, по крайней мере, сервисов, готовых к 3D-среде, которые станут полностью трехмерными, когда технология достигнет зрелости) включают сервис виртуальных путешествий компании CyberLightning. Он позволяет потенциальным туристам «посетить» город Оулу, а также близлежащие пляж и лыжный курорт. Другой пример – проект realXtend, благодаря которому пользователи смогли побывать в виртуализированных картинных галереях Берлина в рамках мероприятия Berlin Gallery Weekend 2012. В некотором роде простые и мультипликационные, эти решения позволяют почувствовать потенциальные возможности трехмерных сервисов. По мнению Пиркола, улучшение пользовательских функций 3D-интернета будет происходить по мере увеличения производительности компьютеров, а в ряде случаев – в ходе совершенствования самих аватаров. Однажды пользователи смогут посредством веб-камеры фиксировать мимику и жесты и передавать их своему аватару. Общение аватаров будет больше похоже на личное общение, чем видеозвонок.

На пересечении 3D-интернета и Интернета вещей

Трехмерные технологии могут оказаться полезными всему спектру услуг, начиная от виртуальных совещаний (представьте систему телеприсутствия следующего поколения), программ обучения, моделирования и учебных сессий до чатов, встреч групп поддержки в сфере здравоохранения и даже покупки одежды, мебели и автомобилей. Представьте, что вы можете подобрать обивку для салона своей новой машины и другие детали, прежде чем приобрести ее, или же, используя аватар, проверить, как вы будете смотреться в ней.

Действительный интерес 3D-интернет представляет на пересечении с Интернетом вещей и обогащенной реальностью, открывая возможности контроля реального мира через виртуальный. Возможные сценарии варьируются от виртуального посещения бабушки до контроля температуры, освещения, средств связи и дверных замков в зданиях. Виртуальные версии крупных зданий или промышленных предприятий позволят, например, значительно упростить и ускорить обнаружение источника опасности и принятие соответствующих мер.

Пусть расцветают сто цветов

Значительная часть работы по подготовке к 3D-интернету ведется в городе Оулу, расположенном в 600 км на север от Хельсинки. Так, первая совместная научно-исследовательская лаборатория Intel и Nokia расположена в Центре совершенствования интернет-технологий (Center for Internet Excellence, CIE) – инновационно-исследовательском подразделении Университета Оулу. Обе упомянутые выше трехмерные платформы (CyberLightning и realXtend) тоже базируются в Оулу.

Благодаря работе, проводимой в таких центрах, по всему миру расцвели мириады виртуальных миров и засверкали разнообразными оттенками трехмерные платформы, такие как Open Wonderland, MeshMoon, OpenSim и Sirikata. Пиркола считает, что realXtend должна стать единой платформой 3D-интернета, но для этого требуется широкое сотрудничество разработчиков, поскольку это – открытый проект. Стоящая перед ними первоочередная задача состоит в разработке общих стандартов для аватаров и виртуальных миров в целях обеспечения функциональной совместимости. «Двухмерный графический пользовательский интерфейс исчерпал свои возможности, необходимо двигаться дальше и завоевывать трехмерный мир», – считает Ала-Мурсула.

Вытеснит ли трехмерный Интернет двухмерный? По мнению Пиркола, нет: 2D- и 3D-приложения будут использоваться одновременно в зависимости от потребностей. «Люди ведь по-прежнему слушают радио, – веско замечает он. – Так что всемирная сеть останется с нами навечно».

О компании Cisco

Cisco, мировой лидер в области информационных технологий, помогает компаниям использовать возможности будущего и собственным примером доказывает, что, подключая неподключенное, можно добиться поразительных результатов.

Чистый объем продаж компании в 2012 финансовом году превысил 46 млрд долларов.

Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.


Ньюсмейкер: Cisco — 3787 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...