По мере того, как центры обработки данных все шире внедряют технологии виртуализации, перед ними встает задача виртуализации персонала. В центрах обработки данных работают опытные инженеры с глубокими знаниями в области серверов, сетей, систем хранения, операционных систем и средств безопасности. Однако по мере распространения новых технологий - например, программного обеспечения для виртуализации и систем с высоким уровнем интеграции, подобных унифицированной среде вычислений Cisco, - становится очевидно, что методы работы персонала в ЦОД должны меняться вместе с технологиями. В связи с этим возникает вопрос: как добиться таких перемен?
"Для многих предприятий это большая проблема, - говорит старший аналитик Burton Group Крис Вулф (Chris Wolf). - Долгое время специалисты ЦОД жили и работали в определенных границах, но сегодня в центрах обработки данных начинает появляться инфраструктура для совместной работы. Деловые процессы резко меняются, требуя совершенно новых операционных моделей, что вызывает реакцию отторжения у консервативно настроенных сотрудников". По словам Вулфа, виртуализация, позволяющая одному физическому серверу одновременно выполнять множество виртуальных задач, размывает привычные границы в структуре ЦОД: "Граница между физическим и виртуальным мирами становится все более зыбкой и неопределенной".
Именно здесь, в "серой зоне неопределенности", возникают самые сложные кадровые проблемы. Именно здесь требуется широкое знание физических процессов и новые навыки работы с виртуальными технологиями. Узкие специалисты должны расширить свои знания подобно тому, как расширяются возможности виртуализированного оборудования, которым они управляют. Это непросто, но, по мнению экспертов, совершенно необходимо, чтобы преодолеть главные недостатки в работе традиционных центров обработки данных.
Виртуализируя серверы, системы хранения и другие ресурсы ЦОД, можно значительно сократить административные расходы и стоимость потребляемой энергии (см. график ниже). Кроме того, виртуализация
помогает централизовать управление и автоматизировать множество функций, выполняемых вручную. В результате повышается гибкость ЦОД и расширяются возможности его адаптации к постоянно меняющимся требованиям бизнеса. "С помощью виртуализации, - говорит Крис Вулф, - вы получаете необходимые вычислительные ресурсы одним щелчком мыши".
Виртуализация оказалась весьма привлекательной для североамериканского филиала одного из крупнейших мировых поставщиков строительных материалов - парижской компании Lafarge S.A. Эта компания ежегодно продает бетон, асфальт и пластиковые панели на общую сумму в 25 млрд долларов. Сейчас ее ЦОД виртуализирован на 55 процентов, а к январю, по словам ведущего архитектора корпоративной инфраструктуры Lafarge в Северной Америке Брента Вольфрама (Brent Wolfram), он должен быть виртуализирован почти на 80 процентов. Виртуализация требует переобучения персонала, но специалисты ЦОД этой компании уже успели оценить преимущества новой технологии. Сегодня задачи, которые выполнялись неделями, решаются за считанные минуты. "Наши специалисты видят, что виртуализация дает гигантскую экономию усилий и значительно облегчает жизнь сотрудников", - говорит Вольфрам, добавляя, что виртуализация еще и существенно сократила энергопотребление в ЦОД Lafarge. Вместе с тем, по его словам, чтобы добиться положительных результатов виртуализации, необходимо повышать квалификацию сотрудников по мере повышения технологического уровня центра обработки данных.
Виртуализация позволяет централизовать управление, и в этих условиях специалисты должны лучше понимать, как работают смежные подразделения и как согласовать их работу. Брент Вольфрам говорит, что виртуализация – вкупе с консолидацией ресурсов и распространением блейд-технологий – размывает границы между специальностями сотрудников ЦОД. Поэтому сегодня ему нужны сотрудники, хорошо разбирающиеся в технологии, а не узкие специалисты, знающие лишь тот или иной аспект работы центра обработки данных. Кроме того, новые технологии вынудили руководство Lafarge разработать новую иерархию должностей для сотрудников, отвечающих за архитектуру ЦОД. В компании перестали делить персонал на различные категории: специалисты по хранению данных, специалисты по сетевым технологиям, специалисты по операционным системам и т.д., - и теперь все они входят в два отдела. Первый занимается "инфраструктурой," включающей сеть, системы безопасности, серверы и средства хранения, а второй занимается "платформами", то есть широкими программными технологиями для поддержки баз данных, веб-сервисов, планирования ресурсов предприятия (ERP) и других бизнес-приложений.
Впрочем, эти изменения коснулись лишь архитектурного уровня, то есть сотрудников, отвечающих за разработку технологических стандартов, оценку новых технологий и управление крупными проектами. Оперативных же сотрудников, отвечающих за повседневную работу ЦОД, эта реорганизация пока не затронула. Тем не менее, и они постепенно адаптируются к переменам в неформальном порядке. "Наши проекты виртуализации, - говорит Брент Вольфрам, - заставляют каждого учиться и адаптироваться к новой ситуации, но это требует времени", тем более, что переход к виртуализации требует усилий всего коллектива. "Компания, - замечает Вольфрам, - не может останавливать работу из-за того, что наша группа решила что-то поменять".
Такого же мнения придерживаются в Cisco. Жанна Беливо-Данн (Jeanne Beliveau-Dunn), генеральный менеджер подразделения Learning@Cisco (отвечает за обучение и сертификацию сетевых специалистов), советует компаниям начинать трансформацию ЦОД с какого-нибудь конкретного проекта, чтобы не создавать слишком больших технологических и кадровых проблем. В то же время, говорит она, администраторы ЦОД должны иметь четкий план поэтапного обучения сотрудников и реализации изменений в управлении центром обработки данных: "Люди должны адаптироваться к переменам, поэтому их нужно с самого начала нацеливать на успех".
Чтобы помочь компаниям осуществить подобные перемены, Cisco разработала два новых сертификационных курса, расширяющих знания и навыки сотрудников ЦОД. Первый курс сфокусирован на проектировании и решении архитектурных задач, а второй - на текущих операциях. При этом в обоих курсах есть подразделы. В том, что предназначен для сетевых экспертов, упор делается на изучении виртуализационного программного обеспечения, а в тот, что нацелен на специалистов по серверам и системам хранения, основное внимание уделяется сетевым технологиям. Ведь, по словам Жанны Беливо-Данн, "цель перемен состоит не в ликвидации старых должностей, а в том, чтобы организовать эффективную совместную работу всего коллектива".
В Lafarge для решения большинства виртуализационных задач используется операционная система VMWare. Кроме того, компания рассматривает возможность приобретения новой унифицированной среды вычислений Cisco и виртуального коммутатора Cisco Nexus 1000V. По мнению Брента Вольфрама, виртуальный коммутатор Cisco - как раз тот продукт, который поможет его сотрудникам перейти от физической к полностью виртуальной среде.
Хотя Lafarge и добилась немалых успехов в деле виртуализации, между группами ее сотрудников до сих пор возникают трения по этому поводу. Впрочем, замечает Вольфрам, "такое часто бывает в любой компании. К тому же после внедрения новых технологий конфликты внутри коллектива должны пойти на спад, потому что большая прозрачность не позволит спихнуть проблему на другого. Виртуализация расширяет возможности совместной работы и не дает людям замыкаться в своей скорлупе".