Согласно сообщению, опубликованному на сайте Tonernews, производители 3D-принтеров стали использовать специальное программное обеспечение для выявления заправок их принтеров.
Когда у вас в машине кончается бензин, вы вполне можете заправиться на любой станции, которая вам нравится. Вас совершенно не касается, что у компании, которая сделала вашу машину, есть эксклюзивный договор с той или иной заправочной станцией, и даже то, предпочитает ли эта компания, какую-нибудь особую марку топлива. На деле, вы найдёте это смешным и даже оскорбительным, если компания, сделавшая вашу машину, начнёт грозить вам разбирательством о нарушении авторских прав, если вы не будете заправляться на той станции, которую она вам укажет.
То же можно сказать и о многих других аналогичных вещах. Как только вы что-нибудь купили, то вам и решать, как с эти обращаться и как заменять то, что требует замены. Это касается топлива в машине, воды в бутылке, фильтра в пылесосе…. Но по мере того, как программное обеспечение появляется во все большем количестве предметов повседневного использования, некоторые компании начинают пытаться вывести законы об авторском праве за их пределы, чтобы заставить вас покупать заменяемые части только у них.
Десять лет назад нечто подобное начало происходить с обычными принтерами и с тонерно-чернильной продукцией. Некоторые компании, изготавливавшие принтеры решили, что они были бы не против, если бы потребители покупали бы новую тонерную продукцию (по крайней мере, в значительных количествах) только у них. Чтобы сделать себя единственным поставщиком новых картриджей, эти компании сделали так, чтобы их принтеры искали в картриджах специальный верификационный чип, который бы доказывал, что картридж исходит от них. Когда какая-нибудь компания находит способ обходить эти чипы, производители оборудования хватаются за законы об авторском праве и пытаются её засудить. К счастью, в судах заметили эту хитрость и поняли, что возможность клиентов покупать картриджи там, где они хотят, не имеет ничего общего с авторским правом. К сожалению, сегодня некоторые производители 3D-принтеров прибегают к тем же приёмам, надеясь при этом на другой исход.
В действе, разыгранном в Бюро охраны авторских прав, производители 3D-принтеров устроили целый парад ужастиков, которые якобы оживут, если пользователи будут свободны в выборе материалов для своих принтеров. Что характерно, ничто из перечисленного не имело никакого отношения к авторскому праву. Единственная связь с авторским правом заключалась в том, что производители принтеров используют коротенький код для выявления заправок. Также как и присоединение к бензобаку верификационного чипа не должно стать предпосылкой к привязыванию владельца к одному источнику бензина, добавление верификационного чипа не должно стать предпосылкой для привязывания пользователя 3D-принтера к одному источнику материалов для печати.
3D-печать – это новая платформа для инноваций и уже из-за этого данная проблема важна даже сама по себе. Однако сражение вокруг 3D-материалов происходит на фоне других попыток использовать авторское право, чтобы ограничить выбор потребителя в любом контексте, будь то доступ к информации с медицинских устройств, имплантированных в ваше тело, починка сельскохозяйственной техники, сломавшейся прямо в поле, или разблокирование мобильного телефона. Нынешнее разбирательство в Бюро охраны авторских прав (Copyright Office), названное «1201 triennial» по части названия закона, из-за которого оно состоялось – это взгляд в будущее, где производители смогут привязывать потребителей к чему угодно.
Именно поэтому решение Регистратора авторских прав (the Registrar of Copyrights' decisions ) столь важно в рамках этого разбирательства. Правильное решение не только проторит путь для потребительского выбора. Крепкий союз с потребителями против повсеместного «проникания» авторского права чётко указывает на то, что хотя авторские права имеют серьёзное значение, злоупотребление ими недопустимо.