Статья британской журналистки Сюзанны Тэббитт (Sue Tabbitt)
Как показывают пилотные проекты, работу почтовых и курьерских служб можно существенно оптимизировать с помощью новейших цифровых технологий. Их применение дает возможность удалить из логистической цепочки целый ряд звеньев как со стороны грузоперевозчиков, так и со стороны клиентов, и тем самым проложить дорогу дополнительным видам обслуживания.
Даже обычную сортировку писем можно оптимизировать с помощью цифрового отслеживания почтовых отправлений. Всем письмам, на которые клиенты ставят свой штемпель со штрих-кодом, автоматически присваивается уникальный идентификационный номер (ID), позволяющий отслеживать письмо на каждом сортировочном пункте. Благодаря этому перевозчики могут уведомлять клиентов о том, в какой день отправление будет доставлено, или о том, что оно уже доставлено. В более современных решениях применяются радиометки (RFID), содержащие более подробную информацию и считываемые на высокой скорости и на большом расстоянии. В Европе компания DHL экспериментировала с прикрепленными к грузам «пассивными радиометками», позволявшими отслеживать, в каких условиях хранится товар.
Согласно совместным исследованиям, проведенным почтовой службой США и компанией IBM, более грамотное управление активами: профилактическое обслуживание, «интеллектуальная» сортировка, оптимизация грузоперевозок, — может сэкономить почтовой службе США миллионы долларов в год.
Тем временем в рамках другого пилотного проекта DHL носимые дисплеи (например, Google Glass) и дополненная реальность по2могли улучшить сбор заказов и сортировку, обеспечив 25-процентную экономию.
Цифровизации можно подвергнуть и работу стоек обслуживания в почтовых отделениях. Результаты совместного исследования, проведенного почтовой службой США и компанией IBM, показали возможность использования приложения iBeacon, с помощью которого клиенты могут заполнять электронные формы, пока стоят в очереди. Кроме того, 3D-камеры с датчиками способны быстро и с высокой точностью измерять посылки и рассчитывать стоимость их доставки, тем самым ускоряя процесс обработки отправлений и сокращая расходы.
Самые же большие возможности открываются там, где интернет-покупки не гарантируют безупречной доставки и простой процедуры возврата.
В Саудовской Аравии все домохозяйства снабжены запирающимися почтовыми ящиками с радиометкой и собственным электронным адресом, на который автоматически приходит уведомление о том, что отправление было доставлено.
В Бельгии разработчик «умных» почтовых ящиков Parcelhome начал сотрудничать с такими перевозчиками, как DHL, GLS и DPD, помогая им осуществлять доставку до дома (и забирать возвращаемые товары) с помощью «умных» почтовых ящиков, устанавливаемых у жилищ клиентов. В ящики встроены весы, датчики и «умная» система безопасности, гарантирующая сохранность посылки даже в том случае, если доступ к ящику имеют несколько перевозчиков.
Во Франции почтовое ведомство недавно начало предоставлять в пилотном режиме услугу «интеллектуального запирания». Она позволяет владельцам домохозяйств удаленно впускать в жилище своих родных и близких или прислугу.
А датская почтовая служба обнаружила дополнительные возможности применения взятой ею на вооружение технологии отслеживания почтовых отправлений. Теперь клиенты почтового ведомства Дании могут также отслеживать местоположение своих велосипедов, часто становящихся объектом кражи.
Подключенный к Интернету подвижной состав позволяет оказывать широкий спектр дополнительных услуг, от считывания показаний счетчиков до отслеживания ухабов и ям на дорогах, поскольку перевозчики практически ежедневно совершают объезд всех зданий и улиц в обслуживаемых населенных пунктах.
Еще одним генератором новых услуг станут подключенные к сети дома с предметами обихода, передающими информацию о собственном статусе. Так, «кнопка автоматического повторного заказа» Amazon позволяет технике, купленной в онлайн-магазинах этой компании, автоматически оформлять заказ на расходники, если и когда требуется их замена. Следующим шагом может стать разработка новаторских способов реализации данной услуги, позволяющих, например, производить замену товара в тот же день.
Если же создать общую платформу взаимодействия, основанную на технологиях Интернета вещей, то можно наладить более оперативную доставку (или, наоборот, возврат) заказанных товаров по частным адресам, если машина службы доставки окажется в том же районе. Кроме того, это дает службам доставки возможность в реальном времени предоставлять за дополнительную плату в пользование другим компаниям (например, продуктовым магазинам) незадействованные мощности.