05.06.2019 18:42
Аналитика.
Просмотров всего: 5763; сегодня: 3.

Битый небитого везёт

Битый небитого везёт

Какие изменения появятся в пассажирских авиаперевозках в 2019 году?

Несмотря на то, что самолеты признаны самым безопасным видом транспорта, у 70% пассажиров перелеты вызывают страх.

Катастрофы, связанные с авиаперевозками, вызывают больше опасений в связи с тем, что трагедия происходит в воздухе и шанс на спасение ниже по мнению людей. По последним данным на миллион полётов приходится одна катастрофа. Действительно ли путешествие на самолете опаснее наземного транспорта, какие риски существуют в воздухе?

За последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике происшествий учтены как полеты трансатлантических лайнеров, так и частных легкомоторных самолетов, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

Сейчас многие компании создают самолеты, которые отвечают всем требованиям безопасности. В том числе, в США в компании Hermeus проектируется самый быстрый лайнер на сегодняшний день.

Пассажирооборот российских авиакомпаний устойчиво растет. К 2035 году он может увеличиться в 2,4-3,2 раза, что потребует 1300-1600 новых самолётов для перевозок между странами и около 400 лайнеров для внутренних сообщений. Больше всего понадобится узкофюзеляжных лайнеров - на 140-170 и 170-220 мест. Это составит примерно треть всех перспективных поставок.

Пока авиапром России производит около 30 пассажирских самолетов в год, а средний возраст магистрального парка в мире - 9,8 года. Это вполне сопоставимо со средним возрастом иностранных магистральных и региональных самолетов в нашем авиапарке - соответственно 11 и 13 лет. Вообще российский авиапарк активно обновляется. Все больше самолетов, чей возраст не превышает 15 лет. Если в 2010 году таких было 36%, то сегодня - 56%. В частности, в магистральном парке 65% самолетов не старше 15 лет, в том числе около 48% парка - не старше 10.

Уже сейчас американская компания Hermeus сообщает миру о начале разработки сверхзвукового пассажирского лайнера под названием Mach 5. Это будет прорывом в авиастроении, поскольку уже в 70 годах прошлого века сверхзвуковые англо-французские «Конкорды» и советские ТУ-144 использовались для пассажирских авиаперелетов. Правда, в тот момент, это было скорее желание показать научную мощь стран, чем реальная необходимость быстро перевозить людей.

В Hermeus же своей основной целью видят именно сокращение времени полетов. Предполагается, что лайнер будет развивать скорость до 6200 км/ч, это позволит сократить время перелета: например время путешествия из Москвы в Нью-Йорк составит около двух часов, вместо девяти, предлагаемых авиакомпаниями сейчас. Это действительно конкурентное преимущество Hermeus: ни одна компания, занимающаяся разработкой сверхзвуковых пассажирских самолетов не ставит перед собой столь амбициозные планы. Прямой соперник в получении заказов на новые лайнеры, компания Boom Supersonic, будет выпускать пассажирские сверхзвуковые самолеты XB-1 со скоростью в три раза ниже, около 2000 км/ч, такую же скорость развивали советские ТУ-144. Неудивительно, что они обещают выпустить первые лайнеры уже к 2020 году, в то время как Hermeus прогнозирует выпуск первых демонстрационных моделей Mach 5 по истечении пяти лет. На разработку и апробацию силовых агрегатов, адаптацию технологий защиты от перегрузок и многое другое требуется много ресурсов . Бюджет проекта на данный момент сохраняют в тайне.

Интересно, что в состав руководства Hermeus вошли бывшие сотрудники NASA. Само же космическое агентство США еще в 2018 году подписало контракт с Lockhead Martin на разработку малошумного сверхзвукового самолета X-59 QueSST. Сумма сделки оценивается в 250 миллионов долларов. Технологии малошумности, полученные в ходе данного проекта позволят использовать сверхзвуковые самолеты не только для трансконтинентальных перелетов, но и на более короткие дистанции. Сейчас ведется работа по снижению уровня шума двигателя таких самолетов.

Появление проекта Hermeus Mach 5 говорит нам о том, что в ближайшие 5-10 лет в гражданской авиации большую часть рынка будут занимать сверхзвуковые лайнеры.

Будут ли подобные сверхзвуковые разработки в России, большой вопрос. Сейчас возможность сотрудничества с другими государствами в рамках новых авиастроительных проектов находится на стадии обсуждения.

Политика России в отношении действующей программы развития авиационной промышленности рассчитана до 2025 года. Так, за последние годы были вложены серьезные средства в разработку новых моделей гражданских самолетов. Это в первую очередь самолеты семейства SSJ-100 и МС-21. И, как известно, инвестиционный цикл производства самолетов является достаточно длительным. Коммерческие компании не могут стать независимыми от господдержки ни в одной стране мира, авиастроение не развивается без помощи государства. Вдобавок к уже существующим механизмам поддержки, например субсидированию лизинговых платежей для покупателей отечественных самолетов, разрабатываются и новые, например гарантия остаточной стоимости, консолидированный государственный заказ

Может быть, отечественным инженерам с учетом прошлых ошибок, и удастся создать что-то совершенно новое и надежное, в лучших традициях советских авиаконструкторских бюро, а пока нам остается надеяться на то, что высокий показатель безопасности полетов останется на прежнем уровне. Если испытания нового сверхзвукового самолета за рубежом пройдут успешно, то авиастроение поднимется на совершенно новый уровень. Появятся новые требования к безопасности пассажиров, что скорее всего приведет к уменьшению и без того сравнительно небольшого количества авиакатастроф.


Ньюсмейкер: Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов — 12 публикаций
Поделиться:

Интересно:

К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
20.04.2024 09:02 Новости
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
Начавшаяся 30 сентября 1941 года битва за Москву завершилась 20 апреля 1942 года. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий и другой...
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...