12.10.2023 17:21
Новости.
Просмотров всего: 2837; сегодня: 1.

Ученые изучили остатки полихромного декора скульптур Парфенона

Ученые изучили остатки полихромного декора скульптур Парфенона

С помощью спектроскопических методов ученые идентифицировали на скульптурах с фронтонов Парфенона и на одном из рельефов с его фриза многочисленные остатки египетского синего ― широко распространенного в древности пигмента. С его помощью одеяния на фигурах божеств были сложно орнаментированы. Кроме того, исследователи нашли на статуях следы обработки с применением разнообразных инструментов. Ее могли применять для имитации фактуры тканей, сообщает статья в журнале Antiquity.

В Древней Греции мраморные скульптуры, как и архитектурные сооружения, расписывали. Однако реконструкция их облика и технологии обработки поверхностей до сих пор сопряжена с трудностями из-за многовековой эрозии, деградации пигментов и ущерба, нанесенного людьми. Он не всегда был преднамеренным: например, в эпоху, когда мраморные античные произведения искусства представлялись первозданно-белоснежными, их интенсивная очистка стирала следы изначального облика.

Скульптурная отделка Парфенона ― не исключение. До недавнего времени многие исследователи полагали, что она не сохранила большей части следов инструментальной обработки. На архитектурных элементах храма ученые выявили и проанализировали остатки полихромного декора, найдены они и на предметах скульптурного оформления. Так, на их поверхности были обнаружены следы египетского синего ― тетрасиликата кальция—меди CaOCuO(SiO2)4, который с древнейших времен получали сплавлением кальцита, кварцевого песка и медьсодержащих минералов (азурита, малахита) с добавлением поташа или поваренной соли в качестве флюса.

Изучить более подробно, насколько широко применялся для раскраски скульптур Парфенона этот чрезвычайно распространенный в древнем Средиземноморье пигмент, взялись Джованни Верри (Giovanni Verri) из Чикагского института искусств совместно с британскими коллегами. Они исследовали поверхность статуй и рельефов, вывезенных в начале XIX века лордом Элгином и ныне хранящихся в Британском музее, с применением индуцированной люминесценции, помогающей выявить египетский синий. Для обнаружения сопутствующих красителей использовали методы оптоволоконной спектроскопии отраженного света и рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Кроме того, ученые искали следы инструментальной обработки, применив макросъемку и съемку в косых лучах.

Отметины, оставленные зубилом, были найдены в нижней части статуй, предположительно изображавших богинь Ириду, Гебу, Деметру и Персефону. Первая происходит с западного фронтона храма, остальные некогда украшали восточный. На фигуре с восточного фронтона, которая, по-видимому, изображала Диону и Афродиту, нашли следы зубчатого долота. При этом скульпторы применяли долота с количеством зубьев от пяти до семи и для имитации фактуры шерстяной ткани. Более тонкую фактуру льняных хитонов воспроизводили с помощью рашпиля. Кроме того, при создании скульптур резчики использовали для грубой и тонкой выемки камня сверла диаметром от трех до десяти миллиметров. Отверстия от них найдены в складках драпировок. На статуе Дионы и Афродиты и на некоторых других фигурах ученые нашли функциональные отверстия для крепления украшений.

Следы египетского синего исследователи обнаружили на 11 фронтонных статуях и на одном рельефном изображении с ионического фриза Парфенона. Так, на восточном фронтоне этим пигментом были окрашены волны, из которых поднимается колесница Гелиоса. Также им был заполнен фон между ножками сидений и ниже кромки одеяния; возможно, таким способом имитировали пустое пространство (воздух), или художник повторял цвет архитектурного фона, на котором размещались фигуры божеств. Обширные участки египетского синего есть и на одеждах, особенно на пеплосе фигуры Дионы. Пигмент здесь был нанесен частыми полосами с равными промежутками, и ученые предположили, что эта техника также имитирует шерстяную фактуру. На пеплосе были обнаружены очертания руки, обутой в сандалию ступни и ног бегущего человека, обтекаемые синим фоном. Вероятно, одеяние богини было богато украшено фигуративным орнаментом наподобие пеплоса Деметры на краснофигурном аттическом скифосе (чаше для питья). Подобная роскошь не соответствует традиции классического периода, когда создавался Парфенон, и могла подчеркивать божественный статус.

Драпировка под фигурами Дионы и Афродиты была украшена орнаментом из египетского синего по кайме. Кроме того, на ней нашли один след органического красителя пурпурного оттенка, состав которого еще предстоит определить (возможно, он получен смешением синего и красного пигментов), а на задней стороне скульптуры под египетским синим скрывался слой костяных белил. Еще на одной статуе, видимо, изображавшей Ириду, египетский синий и костяные белила присутствуют на поясе. Учитывая наличие крепежного отверстия, скульптуру украшал металлический пояс, вероятно перфорированный, и через просветы в нем был виден цветной фон. Пигмент обнаружили также в складках одеяния фигуры с рельефного фриза. Здесь он мог быть как частью общей расцветки полотна, так и имитацией тени на белой или цветной ткани. Верри и его коллеги отмечают, что интерпретация скудных остатков красителей требует осторожности, так как древние художники могли смешивать египетский синий с другими пигментами для получения коричневого (телесного), серого, фиолетового и других цветов.

Текст: Винера Андреева.

Фото: Следы египетского синего в районе пояса на статуе, предположительно изображающей богиню Ириду (западный фронтон). Белая стрелка показывает, где был обнаружен остаток костяных белил. Trustees of the British Museum; Giovanni Verri et al. / Antiquity, 2023.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...