10.11.2023 09:06
Новости.
Просмотров всего: 4723; сегодня: 1.

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

Советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации. Он разработал более 120 самолетов разнообразных типов, из которых 70 выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. На самолетах, созданных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов.

А.Н. Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После смерти Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным продолжили работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Конструктор Туполев настаивал на том, что дерево не годится в качестве материала для самолетов, и видел будущее авиации, особенно тяжелой, в металле. В 1923 г. он создал свой первый самолет. Это был легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, названный в его честь. Испытания самолета прошли успешно, и это стало доказательством для комиссии, что самолеты из металла можно и нужно строить.

В 1922 г. Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолетов при ЦАГИ, и с этого времени в системе ЦАГИ начало действовать опытное конструкторское бюро по проектированию и производству цельнометаллических самолетов различных классов. По предложению самого А.Н. Туполева дату создания Комиссии – 22 октября 1922 г. – считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н. Туполева.

Первой авиационной «звездой» Туполева, не имевшей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 г. Именно этот самолет пересек СССР с запада на восток, Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

В начале 1930-х гг. мир узнал об АНТ-6 (ТБ-3), который стал первым в мире массовым четырехмоторным самолетом стратегического назначения. Этот самолет, хотя и имел угловатый вид, был передовой машиной в те годы и повлиял на развитие мировой бомбардировочной авиации.

Идея создания ТБ-3 принадлежала Туполеву, в разработке проекта участвовали такие выдающиеся конструкторы, как В.М. Петляков, В.М. Мясищев, А.А. Архангельский и В.Н. Беляев. Этот самолет стал первым четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла, и эта схема стала основой для всех самолетов подобного типа. При создании ТБ-3 была освоена технология производства подобных машин, и было налажено их серийное производство.

В состав научно-исследовательской документации ЦАГИ, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре (РГА в г. Самаре), входит отчет о летных испытаниях самолета ТБ-3 за 1937–1938 гг., которые проводились с использованием новых приборов на различных режимах и скоростях полета.

Самолет, вызывавший восхищение у авиаспециалистов и представлявший внушительную силу в начале и середине 1930-х гг., очень быстро устарел из-за стремительного развития авиации в предвоенные годы.

Еще одним легендарным самолетом, разработанным А.Н. Туполевым, стал Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолет «103». Этот двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик был разработан им в «шарашке», в Особом техническом бюро при НКВД СССР.

Ту-2 отличался от других самолетов благодаря продуманному размещению экипажа, хорошему оборонительному вооружению, бронезащите и заполнению баков инертным, непожароопасным газом. Серийное производство Ту-2 началось весной 1942 г., самолеты стали поступать на фронт. Это были бомбардировщики, способные нести три авиационные бомбы ФАБ-1000 и представлявшие угрозу для кораблей, бронированных сооружений и объектов.

В документах РГА в г. Самаре представлены отчеты об испытаниях Ту-2 в аэродинамической трубе ЦАГИ, результаты испытаний максимальных скоростей на разных высотах, а также приказ начальника Летно-исследовательского института о составе бригады для испытаний самолета.

А.Н. Туполев осуществил мечту о создании сверхзвукового пассажирского лайнера: первый полет первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета состоялся 31 декабря 1968 г.

Для его создания пришлось решить множество задач, например, предотвращение плавления металла на крыльях из-за высоких скоростей; необходимость смены центра тяжести самолета после преодоления звуковой скорости. Для взлета и посадки были разработаны первые автопилоты. В самолете с системой управления второго поколения были реализованы элементы, характерные для более позднего третьего поколения управления. Таким образом, самолет установил рекорд, развив скорость 2430 км/ч.

В 2019 г. одному из четырех основных аэропортов Москвы – Внуково – присвоено имя советского конструктора Андрея Николаевича Туполева, обладавшего высочайшим потенциалом творческой энергии и инженерного таланта.

А.Н. Туполев во многом определил историю отечественной авиации в XX веке и был одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов.

Текст: Н.Ю. Скрипкина, Российский государственный архив в г. Самаре (РГА в г. Самаре)


Участники событий и другие указанные лица:


Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре

Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре
Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7360 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Прутский провал: Как Петр I едва не потерял всю армию
21.07.2024 11:04 Новости
Прутский провал: Как Петр I едва не потерял всю армию
В 1711 году Петр Великий затеял один из своих самых неудачных военных походов. Русское царство находилось в крайне сложном положении и практически было вынуждено вести войну на два фронта — со Шведской империей на севере и Османской на юге. Прутский поход должен был разом покончить со всеми...
В деревне Шапша ХМАО прошла реконструкция подвига земляка в годы ВОВ
19.07.2024 18:10 Новости
В деревне Шапша ХМАО прошла реконструкция подвига земляка в годы ВОВ
В ХМАО «Единая Россия» провела реконструкцию подвига земляка в годы Великой Отечественной войны. Мероприятие организовали по партпроекту «Историческая память». Реконструкцию «Подвиг, во имя жизни» в деревне Шапша посвятили подвигу ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза...
Фестиваль-путешествие «Достоевский» стартует в Подмосковье 20 июля
19.07.2024 17:25 Мероприятия
Фестиваль-путешествие «Достоевский» стартует в Подмосковье 20 июля
20 и 21 июля в городском округе Зарайск пройдет фестиваль-путешествие «Достоевский». Именно в этих краях прошло детство Федора Михайловича. Улицы города, Зарайский кремль, площадь Революции, набережная реки Осетр и другие локации станут центральными площадками мероприятия. Об этом сообщает...
Тайный рекорд Олимпиады–80
19.07.2024 13:12 Новости
Тайный рекорд Олимпиады–80
19 июля 1980 года в Москве состоялось открытие XXII летних Олимпийских игр. Разработкой главного символа Олимпиады – факела – поручено было заниматься специальной группе сотрудников завода имени Климова под руководством Бориса Тучина.  О том, как создавался уникальный факел в непростой...
Круглый стол о развитии русско-китайских отношений прошел в Москве
19.07.2024 12:28 Новости
Круглый стол о развитии русско-китайских отношений прошел в Москве
В Российском государственном социальном университете в Зале Учёного совета состоялся круглый стол «Инициатива глобальной цивилизации», в рамках которого был презентован IV том книги председателя Китайской Народной Республики товарища Си Цзиньпина «Си Цзиньпин о государственном управлении». В...