14.02.2024 16:01
Новости.
Просмотров всего: 10536; сегодня: 3.

К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев

К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев

Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям.

На рубеже XIX–XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. Очевидной становится и необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930 гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от имперской России.

Исследования Арктики велись и в 1920 гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП), на которое была возложена задача комплексного народно-хозяйственного освоения Арктики и всей сопутствующей инфраструктуры, вплоть до социальной и образовательной. Начальником ГУ СМП был назначен профессор Отто Юльевич Шмидт – известный математик, географ, геофизик, главный редактор «Большой советской энциклопедии», руководитель экспедиций на ледокольных пароходах «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков» на рубеже 1920–1930 гг.

Летом 1933 г. в плавание под его началом вышел пароход «Семен Челюскин» – построенное в Дании и спущенное на воду несколькими месяцами ранее грузопассажирское судно, усиленное для навигации во льдах. Предполагалось пройти Северный морской путь без зимовки, но осенью 1933 г. судно оказалось заблокировано льдами. Дрейфующие льды позволили достичь Берингова пролива, но 5 ноября, когда до чистой воды оставались сотни метров, дрейф понес пароход в противоположную сторону, на север. «Челюскин» и его экипаж оказались заложниками сплошного льда. 13 февраля 1934 г. началось резкое сжатие ледового поля, и за несколько часов корабль затонул. Погиб завхоз Б.Г. Могилевич, всем остальным удалось выжить. Известие о катастрофе быстро дошло до Москвы, и 14 февраля постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР была создана Правительственная комиссия по спасению челюскинцев, возглавил которую член Политбюро ЦК ВКП (б), председатель Госплана СССР и заместитель главы правительства В.В. Куйбышев.

Первое заседание комиссии состоялось в тот же день, 14 февраля 1934 г. Был одобрен проект телеграммы начальнику Полярного управления Главсевморпути Г.Г. Петрову, начальнику погранохраны пункта в Дежнево М.И. Белобородову, уполномоченному ОГПУ Я.Г. Погорелову и начальнику полярной станции Уэлен Н.Н. Хворостянскому с сообщением о создании комиссии и вопросами о том, «какие меры приняты на месте: сколько мобилизовано оленей, собак, в какие сроки и как предполагается их использовать. Какие самолеты, и в какие сроки вылетают. Готова ли посадочная площадка вблизи лагеря Шмидта». Решено было создать комиссию в Уэленском района Чукотского национального округа и послать телеграмму советскому послу в США А.А. Трояновскому с распоряжением выяснить возможность в случае необходимости высадки челюскинцев или части их на берегах Аляски.

Поиск способов спасения челюскинцев стал в Советском Союзе в феврале-апреле 1934 г. поистине всенародным делом. Сохранилось большое количество изобретательских и рационализаторских предложений, поступавших со всех уголков страны в адрес комиссии по спасению. Помимо авиации, оленей и ледоколов, предлагали забросить в лагерь челюскинцев байдарки, аэросани, пневматические лодки, танки-амфибии и шары-прыгуны, послать дирижабли, сбросить в ящиках собак с упряжкой и т.д. Кто-то предлагал срочно изобрести самолет-вертолет, не требующий посадочной площадки, со скоростью 500-600 км/ч, а кто-то – просто обратиться за помощью к США.

Но основная ставка, которая в итоге сработала, была сделана на авиацию. На этом пути пришлось столкнуться с целым комплексом проблем: от нехватки самолетов и отсутствия опыта их эксплуатации в условиях полярной зимы до редких случаев погоды, пригодной для полетов, и малой вместимости самолетов. Но все препятствия были преодолены. 5 марта 1934 г. летчик А.В. Ляпидевский на «АНТ-4» сумел приземлиться в лагере и забрал женщин и детей. Следующих рейсов пришлось ждать более месяца, но сразу после установления летной погоды, начиная с 7 апреля, начался планомерный вывоз членов экспедиции. Последние челюскинцы и собаки были эвакуированы 13 апреля. Спасли всех, при этом ни один из участников спасательных полетов не погиб.

Страна и мир встретили новость о завершении спасения с ликованием. Нобелевский лауреат, английский драматург Бернард Шоу при встрече с советским послом заметил: «Что вы за страна! Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество. Уверяю Вас, что борода Шмидта завоевала вам тысячи новых друзей».

Жившая в эмиграции во Франции Марина Цветаева откликнулась стихотворением «Челюскинцы»:

Челюскинцы! Звук –

Как сжатые челюсти.

Мороз из них прёт,

Медведь из них щерится.

Завершался стих так:

Сегодня – смеюсь!

Сегодня – да здравствует

Советский Союз!

За вас каждым мускулом

Держусь – и горжусь,

Челюскинцы – русские!

Эти, на первый взгляд, слабо представимые для автора-эмигранта строки демонстрируют то единодушие, с которым все, невзирая на границы и взгляды, следили за ходом спасения и его благополучным исходом.

Но фурор, произведенный за рубежом, был, конечно, несравним с тем воодушевлением, которое охватило все слои советского общества. Заслуги летчиков-спасателей, членов экспедиции и всех причастных к спасению были высоко оценены государством. Было учреждено звание Герой Советского Союза, и первыми его удостоились летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов и И.В. Доронин. Всем им, а также бортмеханикам и техникам были вручены ордена Ленина; членам экипажа «Челюскина» и представителям штаба спасения – ордена Красной Звезды. Специально созданная комиссия занималась организацией торжественной встречи челюскинцев в Москве 19 июня 1934 г., в рамках которой состоялись чествования их на Красной площади, в Парке культуры и отдыха, прием в Кремле и другие мероприятия.

Многочисленные документы о деятельности Правительственной комиссии по спасению челюскинцев сохранились в личном фонде председателя комиссии В.В. Куйбышева в Российском государственном архиве социально-политической истории. (РГАСПИ, Фонд 79). Среди них протоколы, постановления и сообщения комиссии; переписка комиссии с участниками спасательных работ; телеграммы и заявления советских граждан с предложениями различных методов спасения; газетные вырезки с сообщениями о ходе спасения; документы комиссии по организации встречи с участниками экспедиции и др.

Текст: Е.М. Григорьев, Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ
Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ

Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ
Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ

Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9596 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_7067
Поделиться:

Интересно:

Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...